В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В школе-интернате созданы все необходимые специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Вход в образовательную организацию оборудован вспомогательными средствами для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- расширенные дверные проемы при входе в школу-интернат;
- установлен пандус;
- специальные поручни;
- входная дверь оборудована кнопкой вызова персонала;
- тактильными табличками с шрифтом Брайля с наименованием отдельных помещений здания.
В школе-интернате 19 учебных кабинетов, из них:
- кабинеты начальных классов
- кабинет информатики,
- кабинет ЛФК,
- кабинет физики
- кабинет химии
- кабинет биологии,
- кабинет музыки.
- актовый зал.
Условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов:
- кабинет педагога-психолога, для развития психомоторики и сенсорных процессов,
- медицинский кабинет для коррекции зрения.
Для организации корррекционных занятий с обучающимися и воспитанниками с нарушением зрения оборудованы специальные кабинеты тифлопедагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, сенсорная комната.
Кабинет учителя-тифлопедагога – это отдельное помещение, оборудованное специальными приборами, техническими и методическими средствами, предназначенное для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. В рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2021 году кабинет тифлопедагога оснащен современным оборудованием: Кабинет учителя-тифлопедагога оснащен современным специализированным оборудованием для слепых обучающихся. Закупленные портативный компьютер с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, пишущие машинки для изучения шрифта Брайля и подготовки изучающих материалов по Брайлю, портативное устройство для чтения/увеличения текста, позволяют сделать доступным для незрячих и слабовидящих людей широкий выбор напечатанных материалов, включая книги, письма, газеты, журналы. Отсканированный текст читается вслух на выбранном языке и заданным пользователем голосом. Устройство для печати тактильной графики "PIAF", позволяет создавать и печатать осязаемые на ощупь рисунки на специальной бумаге. Данное устройство обеспечивает слабовидящим и незрячим пользователям возможность получить информацию доступным для них способом.
Также здесь находятся пособия по подготовке ребенка к чтению и письму по Брайлю: приборы, грифели для письма, разборная Брайлевская азбука, дидактические игры, наборы предметных и геометрических фигур, муляжи, специальные альбомы и книги с контурными рельефными изображениями предметов, сюжетными изображениями.
Кабинет учителя-логопеда оснащен интерактивным комплексом с коррекционной логопедической направленностью, набором логопеда для индивидуальных и групповых занятий.
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением оборудования, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятиях. Оборудование предназначено для развития и коррекции речевых нарушений, сенсорной интеграции, когнитивных процессов детей с нарушениями зрения. Такое современное специальное оборудование, как логопедический стол и интерактивное зеркало поможет педагогу и ученикам выйти на новый уровень занятий с использованием интерактивного зеркала, сенсорного экрана, специальных программ и игр, что позволяет педагогу превращать трудные этапы работы в игру, а учащимся – легче преодолеть еще один барьер.
В рамках мероприятий по обновлению материально-технической базы коррекционных школ и содержания предмета «Технология» регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» были оснащены и функционируют мастерские «Швейное дело» и «Социально-бытовая ориентировка».
Кабинет «Швейное дело» оснащен необходимыми техническими средствами обучения, учебными наглядными пособиями, измерительными материалами для организации образовательного процесса по данному учебному предмету в соответствии с действующими типовыми перечнями оборудования и требованиями к оснащению учебного кабинета-мастерской средствами обучения. В кабинете имеются швейные и вышивальные машины, гладильные доски, утюг, стол для раскроя, прессы для установки фурнитуры, манекены, парогенераторы и оверлог, настенное зеркало, кронштейн для лекало. В учебном процессе широко используется разный учебно-наглядный материал: образцы тканей, тесты, кроссворды, наглядные пособия поузловой обработки изделий, а также таблицы и плакаты по технике безопасности, устройству швейной машины, ручным работам, конструированию, моделированию. В кабинете оборудованы удобные рабочие места индивидуального пользования для учащихся в зависимости от их роста и наполняемости класса, согласно санитарным требованиям, а также рабочее место для педагогического работника. Организация современных рабочих мест для обучающих обеспечивает возможность выполнения практических и лабораторных работ в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом учитывается требования техники безопасности.
Для оснащения кабинета «Социально-бытовая ориентировка» (далее – СБО), были приобретены: различного вида шкафы, столы, стулья, наборы столовых приборов, холодильник, миксер, блендер, мясорубка, микроволновая печь, посудомоечная машина, тостер, набор посуды для приготовления, электрическая плита, наглядное пособие «Поварское дело», учебно-методические материалы для изучения данного направления, а также мультимедийный комплект. В связи с этим появилась возможность не только теоретически, но и практически вести подготовку обучающихся к решению жизненных задач, формированию трудовых, бытовых и коммуникативных навыков.
Кабинет СБО имитирует квартиру, состоящую из нескольких, условно обозначенных зон: жилая (она же комната или гостиная); учебная зона; кухонная зона; санитарно – гигиеническая зона и для подсобного хранения инвентаря. На уроках учащиеся учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность.
Объекты для проведения практических занятий – отсутствуют.
Школьная библиотека расположена на втором этаже основного здания школы. Она занимает приспособленное помещение. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе ноутбука и МФУ. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Объекты спорта – имеется лечебно-физкультурный кабинет.
В школе-интернате имеется приспособленный спортивный зал, расположенный на втором этаже. Оборудование зала состоит из матов гимнастических, мячей баскетбольных, волейбольных, набивных, массажной дорожки, коня гимнастического,шведской стенкой, ковриков гимнастических, эспандеров многофункциональных. Также здесь проводятся занатия по ЛФК.
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
.Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
·Электронные образовательные ресурсы;
·Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;
·Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
·Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
· Тренажеры и спортивное оборудование.
Учебный процесс в школе-интернате осуществляется в одном корпусе в приспособленном 3-х этажном здании, рассчитанном на 107 мест. Работают столовая, в которой организовано горячее питание учащихся 1-10 классов, а также:
· приспособленный спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием;
·приспособленный актовый зал;
·медицинский кабинет;
·столовая на 48 мест;
·компьютерный класс ;
·школьная библиотека;
·кабинеты психолога, социального педагога, учителя-логопеда и тифлопедагога.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
·словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
·визуальные средства (модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
·средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
·учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет;
·технические средства обучения
В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к сети "Интернет".
Интернет - это межсетевая компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров и устройств по всему миру. Он обеспечивает возможность передачи данных, коммуникации, доступа к информации и сервисам через протоколы передачи данных TCP/IP. Интернет является основой для многих онлайн-сервисов, таких как электронная почта, социальные сети, поисковые системы, онлайн-магазины, видеосервисы и многое другое.
В целях выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.12.2021 № Пр-2480 в части предоставления доступа образовательным организациям к информационным системам и сети «Интернет» с использованием единой сети передачи данных (далее –ЕСПД).
Информационная база школы оснащена: электронной почтой; выходом в Интернет; функционирует официальный сайт школы, который имеет версию для слабовидящих.
Оператор связи/ ПАО «Ростелеком» скорость подключения 100 Мбит/с.
Точка присоединения к ЕСПД.
Для ведения образовательного процесса все кабинеты подключены к беспроводной сети Интернет. В учебных кабинетах имеются интерактивные доски с проекторами, многофункциональные устройства (принтер, сканер, ксерокс). Использование инетрактивных досок дает возможность проецировать объекты на интерактивную доску для всеобщего обозрения, что позволяет эффективно использовать учебное время, а также обучающимся с нарушенным зрением визуально воспринимать учебный материал. . Оборудован компьютерный класс. Для коллективного и индивидуального пользования в школе-интернате имееюся мультимедийные средства, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих, специальное оборудование для слабовидящих обучающихся.
В школе- интернате созданы специальные условия для проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Плата за проживание в интернате не взимается.
Режим работы: в соответствии с календарным учебным графиком на текущий учебный год.
Спальни для девочек и мальчиков расположены на 1 этаже.
Помещения интерната приспособлено для использования инвалидами, лицами с ограниченными возможностями, имеется пандус.
На время пребывания в интернате воспитанники в соответствии с установленными нормами обеспечиваются постельными принадлежностями, предметами общего пользования (шкаф, тумбочка и т.д.). Смена постельного белья производится согласно санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
В МБОУ "Интернат IV вида" обучаются 232 учащихся, из них ночующих -53 учащихся, имеется 9 спальных комнат.